Как отказаться от оплаты ТО домофонных систем?

Как отказаться от оплаты ТО домофонных систем?

На самом деле отказаться от домофонных платежей очень и очень просто. Если с вами не заключали договор (в большинстве случаев это именно так), то просто прекращаете платить за домофонные услуги когда захотите — и все. Договора нет, соответственно, и действий по его расторжению предпринимать не нужно. Если же договор с вами все-таки был заключен и вы под ним в свое время подписывались (что бывает редко), то в соответствии со статьей 19 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» вы за 1 месяц обязаны письменно уведомить об отказе от договора домофонную компанию и спокойно перестаете оплачивать домофонные услуги со следующего месяца. И ни в коем случае никого не слушайте, если Вам станут говорить про «большинство» и объяснять, что вы не можете так просто отказаться от этих платежей, поскольку взяли на себя соответствующие обязательно «на собрании» и только «собрание» вправе вас от них освободить.

Если после отказа от оплаты вашу трубку попытаются отключить, то ничего страшного — от этого еще никто не умирал. Просто пишем следующую Жалобу в прокуратуру, и Ваш вопрос пользования своей домофонной системой, скорее всего, будет решен.

 

Прокурору ______________ р-на г. Минска

Иванову И.И.

Ивановой М.И., адрес, телефон

(Примечание: если вы подаете коллективную жалобу, то список заявителей пишется не здесь, а в конце жалобы)

ЖАЛОБА
на действия домофонной компании, ущемляющей жилищные и имущественные права

В подъезде жилого дома по адресу ____________________ установлена домофонная система, техническим обслуживанием которой на платной основе занимается ___________________. На протяжении длительного времени я оплачивала соответствующие платежи, однако решила от них отказаться, о чем уведомила исполнителя по телефону. Однако в ответ на мои действия техобслуживающая организация отключила мою домофонную трубку от панели вызова, заявив о том, что решение оплачивать эти услуги принято «большинством» на собрании собственников (потребителей) и я обязана их оплачивать. Действия домофонной компании неправомерны и нарушают мои жилищные и имущественные права.

В соответствии со статьей 30 Жилищного кодекса Республики Беларусь и статьей 4 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» все жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) делятся на основные и дополнительные. Перечень основных ЖКУ утвержден Постановлением Совета Министра Республики Беларусь № 99 от 27.01.2009, в котором домофонные услуги отсутствуют, т. е. такие услуги являются дополнительными ЖКУ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 166 Жилищного кодекса Республики Беларусь «В случае пользования участниками совместного домовладения дополнительными жилищно-коммунальными услугами решением общего собрания участников совместного домовладения устанавливается порядок пользования этими услугами и распределения между ними расходов по их предоставлению. При этом любой участник совместного домовладения вправе отказаться от получения дополнительных жилищно-коммунальных услуг и не оплачивать их». Таким образом, собрание собственников вправе установить лишь ПОРЯДОК оказания таких услуг, но НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ этих услуг для конкретного потребителя.

Статьей 10 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» установлено право потребителя на выбор исполнителя простым большинством голосов для услуг, оказываемых на конкурентной основе. Между тем указанный выбор проводится исключительно между теми жильцами, которые предварительно решили для себя такие услуги получать. Собрание (опрос) потребителей вправе лишь ВЫБРАТЬ КОНКРЕТНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ для этой части, но НЕ УСТАНАВЛИВАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ оказания таких услуг для третьих лиц.

Таким образом, ни собрание собственников (Жилищный кодекс Республики Беларусь), ни собрание (опрос) потребителей (Закон «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг») не вправе определять для конкретного жильца обязанности получения дополнительных ЖКУ. По своей природе эти услуги являются ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ и необязательными, следовательно, решение об их оказании должен принимать для себя каждый потребитель в отдельности (свобода договора).

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 19 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей ЖКУ» потребитель вправе в одностороннем порядке отказаться от дополнительных ЖКУ, письменно предупредив об этом исполнителя за 1 месяц. Между тем в нарушение абзаца 2 статьи 4 Закона эти услуги оказывались мне вне договорных отношений, что свидетельствует об отсутствии у меня обязательства по письменному или устному уведомлению исполнителя в месячный срок.

В соответствии с пунктом 1 статьи 402 ГК РБ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законодательстве как существенные, необходимые или обязательные для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. В статье 14 Закона РБ «О защите прав потребителей ЖКУ» приведен перечень существенных условий договора на оказание жилищно-коммунальных услуг: порядок оплаты оказываемых жилищно-коммунальных услуг, порядок перерасчета платы за жилищно-коммунальные услуги в случае их неоказания либо оказания жилищно-коммунальных услуг с недостатками, ответственность сторон за невыполнение условий договора, основания для освобождения от ответственности, порядок разрешения споров и пр. Между тем мне была объявлена лишь цена за услуги в месяц, а иные и существенные условия договора со мной не согласовывались. При таких обстоятельствах договор на техническое обслуживание домофонных систем нельзя считать заключенным. Вне заключенного договора также невозможно начисление пеней и штрафов.

Согласно пункту 55 статьи 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь «Техническое обслуживание – жилищно-коммунальная услуга по поддержанию в исправном и работоспособном состоянии конструктивных элементов путем устранения их незначительных неисправностей, обеспечению установленных параметров и режимов работы, наладке и регулированию инженерных систем, поддержанию и восстановлению надлежащего санитарного и технического состояния жилых домов, иных капитальных строений (зданий, сооружений), придомовой территории, подготовке к условиям весенне-летнего и осенне-зимнего периодов года». Таким образом, единственная цель договора на ТО домофонных систем – это поддержание ее в работоспособном состоянии посредством ремонтных и профилактических работ, и только. Действия же по подключению/отключению трубок никак не относятся к поддержанию работоспособности домофонной системы, поэтому в рамках договора на ТО они производиться не могут. Для этого должен заключаться отдельный договор подряда с конкретным потребителем. Договор на отключения своей трубки я не заключала.

Пунктом 2 статьи 26 Жилищного кодекса Республики Беларусь «действия (бездействие), приводящие к порче жилых и вспомогательных помещений, нарушению условий проживания граждан в других жилых помещениях, а также препятствующие осуществлению прав и законных интересов других граждан и организаций» запрещены. Отключив мою трубку, домофонная компания лишила меня полноценного права пользования моей квартирой. У меня нет возможности оперативно открыть дверь подъезда скорой помощи, милиции или пожарной службе. Я вынуждена нести дополнительные расходы на сотовую связь, испытываю неудобства при приеме гостей. Я не могу полноценно пользоваться своей личной собственностью — домофонной трубкой, что ограничивает мои права собственника (право пользования). Фактически действия домофонной компании является ничем иным, как шантажом с целью навязывания мне ненужных мне услуг.

Учитывая, что действия домофонной компании нарушают мои права, а также права широкого круга лиц, прошу Вас предпринять меры прокурорского реагирования:

  1. Вынести Представление о немедленном подключении мое домофонной трубки к домофонной панели;
  2. Вынести Официальное предупреждение о недопустимости подобных действий в отношении неопределенного круга лиц.

Дата, Подпись, Ф.И.О.

 

Пишите это заявления своему прокурору и ни о чем не думайте. Поверьте, реакция будет. Только не забудьте поставить в письме реальные реквизиты прокуратуры и домофонной компании (если знаете их).

На всякий случай приведем пример письменного уведомления об отказе от домофонных платежей для тех, кто все-таки подписывал договор на ТО и согласовал все существенные условия для данных сделок.

 

В Домофонную компанию

Ивановой М.И., адрес, телефон

УВЕДОМЛЕНИЕ

В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» уведомляю Вас об отказе от договора по техническому обслуживанию домофонной системы.

Дата, Подпись, Ф.И.О.

Примечание: Уведомление желательно подписать всем собственникам квартиры!

 

По закону для расторжения договора по оплате ежемесячных домофонных платежей больше ничего не нужно.

Связанные посты

2 комментария

  • Reply
    Дмитрий
    15.06.2020 at 11:53

    Все сделал, как описано. И вот ответ прокуратуры:
    Сообщаю, что прокуратурой … района Ваша жалоба на действия … изучена.
    Установлено, что между Вами и … имеются гражданско-правовые отношения.
    В соответствии со ст.6 Гражданского процессуального кодекса РБ заинтересованное лицо вправе в установленном порядке обращаться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса.
    Исходя из вышеизложенного следует, что для разрешения вышеуказанного вопроса Вам необходимо обратиться в суд.
    Прокурор … района ФИО

    ВОТ И В5СЬ ОТВЕТ ПРОКУРАТУРЫ. ДЛЯ ЧЕГО ВООБЩЕ ТОГДА ОНИ НУЖНЫ?

  • Reply
    Дмитрий
    03.12.2020 at 03:11

    Все сделал, как описано. НО!!! Прокуратура открестилась, что-либо делать дав ответ, что 《… вы состоите в гражданско-правовых отношениях и в праве обратиться в суд.》 Вот и все реагирование прокуратуры на нарушение моих прав.

  • Комментировать: