Вы все еще хотите оплачивать ТО домофонов?

Вы все еще хотите оплачивать ТО домофонов?

В статье «Сколько на самом деле стоит домофонная система?» мы на конкретном примере увидели, что жильцы отдельного дома каждый год вынуждены 7-ми кратно оплачивали стоимость общего имущества домофонной системы, подверженного поломке и, что домофонные платежи оплачивать никто не обязан.

Но многократные переплаты за ТО домофонов далеко не единственная проблема. Есть и иные, куда более существенные.

Основная проблема с ТО домофонов заключается в том, что отдав домофонные коды от своего подъезда некой домофонной компании, вы не можете себе купить и подключить дешевые ключи и трубки и вынуждены их покупать по 10-ти, а то и по 20-кратной цене.

Давайте посмотрим что происходит.

Как вы думаете, сколько на самом деле стоит ключ от подъезда? 6-8 рублей, как его продают? На самом деле ключ от подъезда стоит приблизительно в десять раз дешевле. Зайдите на любой китайский или российский сайт и посмотрите сколько там стоит ключ (метка) стандарта Mifare 13,56 Mhz без привязки к домофону (чистый ключ), которые сейчас повсеместно устанавливают домофонные компании. Его стоимость 20- 65 центов. И вы свободно можете эти ключи купить, вот только подключить их к своему подъезду вы уже не сможете, потому что коды от подъезда (карту инициализации) удерживает у себя техобслуживающая организация, и она ни за какие деньги не допустит того, чтобы вы пользовались недорогими ключами, купленными у третьих лиц. Прикрываются домофонщики всегда одним и тем же – нас выбрало «большинство».

Но есть небольшая проблема, вернее две. «Большинство» эту компанию выбрало для технического обслуживания общего имущества, под которым согласно закону подразумевается лишь поддержание домофонной системы в рабочем состоянии. Информацию об этом можно найти в статье «ТО домофонных систем это не то что вы думаете». И вторая проблема это то, что домофонные ключи и трубки это не общее, а ЛИЧНОЕ имущество жильцов и никакие собрания потребителей или собрания собственников, не вправе за вас решать, где вам покупать СВОЕ ЛИЧНОЕ имущество. Конкретный жилец и только он ИНДИВИДУАЛЬНО решает, где ему и за сколько покупать ключи и трубки (свобода договора).

Ограничив ваш доступ на свободный рынок товаров (работ, услуг), домофонные компании накручивают на ключах от 1000% — и это у них считается еще «по-божески», поскольку в некоторых случаях эти накрутки превышают и 2000%. По закону вы имеете полное право покупать домофонные ключи за 20- 65 центов и пользоваться ими, но домофонные компании никому не дают это делать.

Такая же ситуация и с домофонными трубками. На самом деле домофонные трубки ничего не стоят. В упомянутой статье «Сколько на самом деле стоит домофонная система?» цена трубок с НДС согласно смете составила всего 21 480*1,2 = 25 776 неденоминированных рубля или 2,9 $. Возможно сейчас они стоят немного дороже. Но если вы думаете, что вы спокойно можете купить себе трубки за такую цену и подключить их к подъезду, то вы глубоко ошибаетесь. Вернее купить то вы ее купите, вот только подключить вам ее не дадут. Техобслуживающая организация потребует от вас десятикратную стоимость за подключение плюс ежемесячные платежи, ведь коды от подъездной панели вызова находятся у домофонной компании и она решает, кого подключать, а кого нет. Решает, разумеется, незаконно, как всегда прикрываясь «большинством». И никто при этом не желает замечать, что «большинство» в принципе не имеет права принимать решения, ограничивающее третьих лиц в праве свободного выбора товаров (работ, услуг), и подобные решения незаконны по определению.

По закону вы вправе покупать домофонные трубки за 3-10$ и бесплатно пользоваться ими, но домофонные компании никому не дают это делать, не подключая эти трубки и наложив тем самым косвенные ограничения на свободный выбор товаров (работ, услуг).

Наверняка многие из вас помнят шумиху относительно того, как домофонные компании самовольно и ни у кого не спрашивая «бесплатно» меняли домофонные панели в подъездах, а затем «вежливо» просили жильцов докупить себе «лишь ключи». Теперь вы понимаете, почему они это делали. Как вы думаете, под каким предлогом менялись эти панели? Что говорили представители домофонных компаний в ответ на возмущенные возгласы жильцов? Правильно. Они говорили как обычно — нас выбрало «большинство» обслуживающей организацией, вот мы вас так и «техобслуживаем». Но кто и когда их выбирал без спроса распоряжаться чужой собственностью, они не говорили.

Назревает вопрос, почему сложилась такая ситуация, когда жильцы вынуждены многократно переплачивать за пользование своим же домофоном и спрашивать «у дяди», где, за сколько и на каких условиях им покупать себе ключи и трубки? Ответ на этот вопрос очень прост. Мы сами отдали власть над своим подъездом и в, конечном итоге, некоторую власть над самими собой. А любая власть, как известно, легко конвертируется в деньги.

Не стоит также забывать, что в отношениях потребитель-исполнитель потребитель по определению занимает ведущую роль. Только потребитель вправе выбирать, где и что он хочет покупать, и никто ему не вправе ничего навязывать. Почему мы должны платить 35$ за трубку и за право подключить ее к своему же домофону, когда мы можем купить эту же самую трубку за 3$ или 5$ и никого не трогать? Почему мы вынуждены покупать ключи по цене в 10-20 раз дороже, чем они стоят на самом деле? Все дело в пресловутом «техобслуживании» и откровенной беспринципности жильцов — гораздо проще откупиться и сидеть дома у телевизора, чем тратить свое время и нервы.

Но стоит ли быть таким пассивным? Давайте ка посмотрим на ситуацию еще с одной очень интересной стороны. На сайте уже упоминалось, что ЖЭС (по новому ЖЭУ) и ЖРЭО (ЖКХ) имеют все возможности для самостоятельного ремонта домофонных систем. Еще в 2009 году  приказом № 101 ГО «Минское городское жилищное хозяйство» в каждом ЖРЭО были созданы специализированные подразделения по ремонту домофонов в Минске, и подобные подразделения созданы по всей республике. И здесь возникает один весьма интересный вопрос, на который мне сложно пока ответить. Почему наши ЖЭС так не стремятся брать домофонные системы «под свое крыло?» Ведь за их ремонт они будут получать определенную прибыль, и по идее, они должны быть кровно в этом заинтересованы — какая никакая «копейка». И здесь приходит в голову лишь одна мысль…

Дело в том, что ЖЭС и ЖРЭО — это предприятия со 100% государственным капиталом и вся прибыль от их деятельности принадлежит государству. Соответственно, свободно распоряжаться этой прибылью они не могут и уводить деньги «налево» крайне проблематично.  И если кто-нибудь из работников попробует снять хоть копейку со счета ЖЭС или ЖРЭО и потратить ее на свои нужды, то прокуратуре и иным надзорным органам это сильно не понравится. А вот наличие посредника в виде частной компании в сфере ЖКХ ситуацию меняет кардинально.

Во-первых, частные компании могут устанавливать любые завышенные цены на свои услуги, поскольку в отличие от ЖЭС ценообразование в них почти ничем не регулируется (за исключением цен на ТО домофонов, где установлена верхняя планка). Во-вторых, и главное, частные компании никому не подотчетны в распоряжении своей прибылью и могут свободно снимать свои деньги со счетов. Поэтому через частные компании очень легко уводить деньги «налево», а вот при оплате прямо ЖЭС этого сделать не получится. При этом часть этих денег уже может легко уйти в карманы чиновников, лоббирующих интересы домофонных компаний. Такая схема при столь существенных необоснованных сверхприбылях домофонных компаний вполне удобна и работоспособна, а фактов лоббирования их интересов со стороны чиновников сколько угодно. И кто-нибудь верит в бескорыстность этих «услуг»? Ини этим ли обусловлено столь странное поведение некоторых работников ЖЭС и ЖРЭО, которые на каждом углу подчеркивают, что это не они, а жильцы дома заключили договор на замену домофонов и техобслуживание и эти сделки их не касаются, но в то же самое время активно лоббируют интересы этих самых компаний?

Вспомните, к примеру, объявления на подъезде, о том, что некое ООО «Рога и копыта» является представителем ЖЭС по установке счетчиков горячей и холодной воды. С какого перепуга они  стали представителями ЖЭС? Что, проводился какой-либо конкурс по выбору исполнителя? Или ЖЭС не в состоянии был самостоятельно устанавливать счетчики, зарабатывая при этом прибыль для государства? И не для того ли нужны такие посредники, чтобы выводить часть денег «куда нужно»?

Итак, как вы уже поняли, основа домофонного произвола и огромных переплат — техобслуживание вашего домофона некой сторонней организацией, которого в принципе и не нужно. Вы уже поняли, что за техобслуживанием домофонов скрывается не только желание получать постоянные необоснованные платежи, но и нежелание обслуживающих организаций предоставлять вам коды (пароли) от вашего же домофона, чтобы перекрыть вам доступ на свободный рынок товаров (работ, услуг) и лишить вас возможности в разы дешевле покупать ключи и трубки. Мы определились, что платя за техобслуживание домофона жильцы дома ЕЖЕГОДНО до 7-ми раз полностью оплачивали стоимость общего имущества домофонной системы. Мы также определились, что оплачивая домофонные платежи ни ЖЭС, а частным домофонным компаниям, мы сами создаем дополнительную почву для коррупционных проявлений. Так зачем же это делать?

Связанные посты

Нет комментариев

Комментировать: